Как создавалась первая советская АПЛ «Ленинский комсомол»

17.12.2018|Новости проектов, Общие новости

17 декабря 1958 года ВМФ СССР принял в опытную эксплуатацию первую атомную подводную лодку (АПЛ) «Ленинский комсомол» (К-3, проект 627). Блог ТГД напомнит некоторые моменты того, как проектировался и строился первенец отечественного атомного флота.

Макет АПЛ проекта 627 / Фото: ТГД
Макет АПЛ проекта 627, в музее СПМБМ «Малахит» / Фото: ТГД

9 сентября 1952 года Совет министров СССР принял постановление «О проектировании и строительстве объекта 627», давшее старт работам по созданию первой советской АПЛ.

Разработка проекта 627 была поручена ленинградскому СКБ-143 (ныне Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит»), строительство велось на заводе №402 в г. Молотовск (ныне Производственное объединение «Севмаш» в Северодвинске).

К работе по созданию первой советской АПЛ были привлечены сотни предприятий, конструкторских бюро и научных институтов, подведомственных различным министерствам. Так, СКБ-143 отвечало за корабельную часть. Торпедными аппаратами, винтами, локационным оборудованием, теплообменниками, приборами управления занимались другие организации министерства судостроительной промышленности СССР.

Выполнением расчётно-теоретических работ, разработкой тепловыделяющих элементов, сооружением и испытанием атомного реактора занималось знаменитое Первое главное управление при Совете Министров СССР, отвечавшее за советский атомный проект. Энергосиловой установкой в целом занималось министерство машиностроения.

Интересно, что согласно тексту постановления, окончание сооружения АПЛ планировалось в 1955 году, что примерно соответствовало темпам освоения атомной энергии коллегами из США. Первая американская АПЛ «Наутилус» была заложена в 1952 году и сдана в 1954 году.

АПЛ "Ленинский комсомол" / Фото: СПМБМ "Малахит"
АПЛ «Ленинский комсомол» / Фото: СПМБМ «Малахит»

Главным отличием атомной подводной лодки от предыдущих моделей стала возможность длительного нахождения под водой. Все предыдущие корабли были «ныряющими» и могли пребывать в подводном положении лишь несколько часов. Для проекта 627 длительность пребывания под водой руководство страны установило не менее 30 суток.

Для этого конструкторам пришлось решать ряд нестандартных задач. По данным «Малахита», корабль стал полностью инновационным, без заимствования каких либо схемных решений, формы корпуса, энергетической установки, скорости и оружия у других подводных лодок.

Главным конструктором проекта 627 был назначен Владимир Николаевич Перегудов. Под его руководством СКБ-143 приступило к разработке эскизного проекта в марте 1953 года. Эскизный проект был готов к концу октября того же года. Изготовление рабочих чертежей началось в марте 1954 года и завершилось в июле 1955 года.

Стенд, посвящённый В.Н. Перегудову, в музее СПМБМ "Малахит" / Фото: ТГД
Стенд, посвящённый В.Н. Перегудову, в музее СПМБМ «Малахит» / Фото: ТГД

Интересно, что разработка предэскизного, эскизного, а в дальнейшем и технического проектов выполнялась без участия представителей ВМФ. Возможно, поэтому в части вооружения произошли изменения. Первоначально корабль планировался со сверхмощной парогазовой торпедой Т-15 (диаметром 1550 мм и дальностью хода 40-50 км) с ядерной боевой частью. В окончательном варианте вместо неё АПЛ вооружили восьмью торпедными аппаратами 533 мм с общим боекомплектом 20 торпед. Впервые отечественный корабль мог вести стрельбу на глубине до 100 м.

Церемония закладки АПЛ проекта 627 на стапеле завода №402 состоялась 24 сентября 1955 года в обстановке строжайшей секретности. По даннымСевмаша, работы велись круглосуточно: в две смены по 12 часов без выходных и праздников. В случае необходимости люди работали сверхурочно по 3-4 часа. Для корабелов было много нового. Например, сталь АК-25, сварку которой пришлось осваивать с нуля.

Макет АПЛ проекта 627 в музее СПМБМ "Малахит" / Фото: ТГД
Макет АПЛ проекта 627 в музее СПМБМ «Малахит» / Фото: ТГД

В результате титанических усилий корабль был спущен на воду 9 августа 1957 года, а физический пуск реакторов произошёл 14 сентября. Научный руководитель работ проекта 627 академик Анатолий Петрович Александров назвал этот момент историческим: впервые турбины боевого корабля вращались паром, полученным без сжигания угля или мазута. На испытания АПЛ К-3 вышла 1 июля 1958 года.

Согласно энциклопедии Минобороны России, надводное водоизмещение К-3 составляло 3065 т, подводное – 4750 т. Надводная скорость хода достигала 15,2 уз, подводная – 25 уз. Экипаж «Ленинского комсомола» насчитывал 104 человека.

«Ленинский комсомол» вошёл в историю как первый советский корабль, прошедший подо льдами Северного Ледовитого океана в 1962 году. При этом подлодка дважды пересекла географическую точку Северного полюса. Первым же точку Северного полюса в подводном положении в 1958 году пересекла упомянутая американская АПЛ «Наутилус».

Имя «Ленинского комсомола» носит подводная вершина Хребта Гаккеля в Северном Ледовитом океане. В 1991 году корабль был выведен из состава ВМФ. В настоящее время первая советская АПЛ ожидает финансирования для переоборудования в музей.

Источник: Канал ТГД (zen.yandex.ru/tgd)